Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта

Год памяти и славы в Российской Федерации

«100-летие Чувашской автономной области»

РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНАМ: ПРОФИЛАКТИКА КОРОНАВИРУСА

 

Авторам и правообладателям

02 мая 2020
Человек труда на киноэкране

text1.jpgВ первомайские праздничные дни предлагаем поразмышлять о том, что скрывается за словом «труд», так ли легко приходится рабочим, почему труд и упорство способны изменить жизнь человека.

Как известно, бесконечно можно смотреть на три вещи: огонь, воду и то, как другие работают. Последнее особенно красиво показано в советских картинах, где главные герои пели, любили и совершали настоящие трудовые подвиги. Для тех, кто знаком с советской эпохой и тех, кто хотел бы узнать о ней больше, представляем несколько фильмов того времени, когда песня «строить и жить помогала». Их назначением было не зеркальное отражение советской жизни, а показ ее такой, чтобы она вдохновляла советского человека на самое лучшее, светлое, доброе и героическое.

«Большая семья» (режиссер Иосиф Хейфиц, 1954 год).

В основу фильма лёг роман Всеволода Кочетова «Журбины». В картине «Большая семья» свою первую заметную роль исполнил Алексей Баталов. До этого он снимался лишь в эпизодах. Алексей Владимирович очень серьёзно готовился к роли рабочего. Он даже освоил профессию клепальщика. Отметим, что позже Баталов снялся ещё в нескольких картинах Иосифа Хейфица. Работы в фильмах «Дорогой мой человек» и «Дело Румянцева» принесли артисту всесоюзную славу. Артисты Сергей Лукьянов и Вера Кузнецова за работу в этой картине о жизни нескольких поколений семьи судостроителей в 1955 году были удостоены серебряных наград Каннского кинофестиваля в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль».

«Весна на Заречной улице» (режиссеры Феликс Миронер, Марлен Хуциев, 1956).

Это дебютная картина режиссёра Марлена Хуциева и его однокурсника Феликса Миронера. Приятели вместе учились и жили в одной комнате общежития ВГИКа. Лента стала одним из лидеров советского кинопроката – в течение нескольких недель после премьеры фильм посмотрели более 30 млн. человек. Исполнитель главной роли в картине, артист Николай Рыбников, уже был хорошо известен советским зрителям своими работами в фильмах «Тревожная молодость», «Чужая родня» и некоторых других. Лента «Весна на Заречной улице» принесла актёру всесоюзную славу. Все герои и сюжетные ходы были полностью придуманы Миронером, однако многие жители Запорожья (именно в этом городе была отснята большая часть материалов картины) после премьеры фильма утверждали, что у Савченко есть реальный прототип. По одной из версий, человека, жизнь которого полностью повторяет судьбу центрального персонажа фильма, зовут Григорий Пометун. Бывший сталевар металлургического комбината «Запорожсталь» является Героем Социалистического Труда. Кстати, перед съёмками Хуциев попросил его помочь Рыбникову войти в образ молодого металлурга. Пометун несколько раз встречался с Николаем Николаевичем. Артист и сталевар крепко сдружились во время долгих бесед.

«Высота» (режиссер Александр Зархи, 1957 год).

В основу сюжета этой культовой мелодрамы о монтажниках лёг одноимённый роман Евгения Воробьёва. Съёмки картины стали настоящим испытанием для кинематографистов. Дело в том, что работа над некоторыми сценами происходила на самой настоящей стройке домны. Актёрам, операторам и звукорежиссёрам приходилось в самом деле забираться на головокружительную высоту. Исполнительница главной женской роли в этой ленте, актриса Инна Макарова, после премьеры «Высоты» стала настоящей кинозвездой. Николай Рыбников, снявшийся годом ранее в «Весне на Заречной улице», просто подарил всем поклонникам своего таланта новую работу и подтвердил свой статус настоящего народного артиста. Для знаменитого композитора Родиона Щедрина картина «Высота» стала дебютом в большом кино.

«Неподдающиеся» (режиссер Чулюкин Юрий,1959 год).

Эта картина режиссера Юрия Чулюкина появилась в 1959-м, на два года раньше другой его известной ленты – «Девчата». Фильм не задумывался как комедия, это должна была быть серьёзная производственная история под названием «Жизнь начинается» о перевоспитании заводских лентяев. Сначала создатели фильма старались придерживаться первоначальной идеи, вырезали комические эпизоды, а помогал им в этом назначенный свыше художественный руководитель, который следил, чтобы на съемочную площадку не проник дух комедии. Однако, когда отснятый материал решили проверить на зрителях клуба «Трехгорки», то стало очевидно – получилась все-таки комедия. Зал смеялся не переставая. Название «Жизнь начинается» для комедии было слишком громоздким, поэтому появились «Неподдающиеся».

«Девчата» (режиссёр Юрий Чулюкин, 1961 год).

Действие популярной советской картины разворачивается на Урале, в посёлке лесорубов, куда приезжает простая, весёлая, милая и доверчивая повариха Тося Кислицина. Фильм «Девчата» был снят по мотивам одноимённой повести Бориса Бедного. На главную женскую роль пробовались почти полсотни актрис. В их числе была и супруга режиссёра Наталья Кустинская. Она очень хотела сыграть Тосю, однако худсовет утвердил Надежду Румянцеву. Кстати, по сценарию Кислициной всего 18 лет, тогда как актрисе на тот момент было уже 30 лет. Специально для роли Ильи Ковригина Николай Рыбников очень сильно похудел. Он смог избавиться почти от 20 килограммов. Роль местной красавицы по имени Анфиса досталась Светлане Дружининой, которая впоследствии прославится в качестве режиссёра. В 90-е годы Дружинина поделилась своим желанием снять продолжение «Девчат», но до сих пор этот проект так и не увидел жизнь.

«Карьера Димы Горина» (режиссёры Фрунзе Довлатян и Лев Мирский, 1961 год).

Эта прекрасная картина о приключениях молодого и талантливого бухгалтера, который отправился на стройку в тайгу, чтобы исправить свою ошибку, сразу после выхода на экран стала лидером советского проката – фильм посмотрели почти 30 млн. зрителей. Чтобы добиться наибольшего сходства с реальностью, актёров, игравших монтажников, разместили в общежитии с настоящими рабочими, которые тянули через Карпаты высоковольтные линии. Владимир Высоцкий, сыгравший в картине «Карьера Димы Горина» одну из первых заметных ролей в кино, во время съёмок забрался на высокую опору и не смог оттуда слезть. Добраться до земли ему помогли новые товарищи-монтажники. Кстати, Владимир Семёнович уже снимался вместе с исполнителем роли Димы Горина актёром Александром Демьяненко в картине «Сверстницы».

«Время, вперед!» (режиссер Михаил Швейцер, Милькина Софья, 1965 год).

Это экранизация одноименного романа Валентина Катаева, в прокат фильм вышел в 1966 году. Действие картины разворачивается в 30-е годы, здесь показывается, как жили рабочие, строившие Магнитогорский металлургический комбинат. Люди активно пытаются побить трудовой рекорд своих коллег из Харькова, а запечатлеть это для газеты приезжает московский журналист, который ищет героя для своего материала.

Фильм предваряется выпуском журнала Совкино № 17/280 1930 года. В этом выпуске кадры первомайского парада на Красной площади, спуск нового корабля-лесовоза в Ленинграде, лекция в Воронеже о происхождении человека, кадры похорон «поэта революции» Владимира Маяковского, упоминание пакта Келлога, кадры отправки экспедиции для изучения Арктики на ледоколе «Георгий Седов», окончание строительства Турксиба.

«Доживем до понедельника» (режиссер Станислав Ростоцкий, 1968 год).

Режиссер Станислав Ростоцкий и директор киностудии им. Горького Григорий Бритиков загорелись снять фильм по дипломной работе студента ВГИКа Георгия Полонского. На роль учителя Мельникова был приглашён Вячеслав Тихонов. После выхода картины «Войны и мир» на экран он решил уйти из кино – настолько не понравился себе в роли

Болконского. И тут ему позвонил Ростоцкий с предложением попробовать свои силы в новом фильме «на современную тему», сыграть роль учителя. Тихонову предлагаемая роль показалась мелкой, безликой, но режиссер настаивал: «Прочти еще раз». Вячеслав Тихонов прочитал еще раз и повторил: «Это не моя роль». Тогда Станислав Ростоцкий применил хитрый прием: «Если ты мне друг – ты должен играть».

Чиновники из Госкино посчитали историю о школьном учителе слишком острой и подготовили письмо министру культуры с требованием запретить съемки. Спасло картину то, что авторы успели снять ее в рекордно короткие сроки.

Первый — закрытый — показ картины состоялся в Доме кино во время проходившего тогда в Москве Всесоюзного съезда учителей. Сначала зал холодно принимал фильм, но в финале все аплодировали стоя. Обычно сдержанные педагоги скандировали: «Мо-лод-цы!». «Доживем до понедельника» был признан лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран».

«Большая перемена» (режиссер Алексей Коренев, 1972 год).

Незабываемая «Большая перемена» – блистательная комедия об учителях и учениках вечерней школы для рабочей молодежи. В начале 70-х годов в СССР началась кампания по образованию рабочей молодёжи – тех, кто ушёл работать, не закончив среднее или даже начальное школьное образование. Советский рабочий класс должен был стать самым передовым и продвинутым, а без образования это было бы просто невозможно! На производствах ввели ограничение – на повышение разряда и увеличение зарплаты теперь могли рассчитывать не просто передовики, а передовики с аттестатом о среднем образовании. Фильм «Большая перемена», показывающий, что учиться интересно и весело, а станки можно легко совмещать с уроками, был частью этой кампании.

За основу сценария была взята биографическая повесть писателя и драматурга Георгия Садовникова. После окончания Краснодарского пединститута он год работал учителем в школе рабочей молодёжи. Преподавал историю нескольким классам – с пятого по девятый. Об этом опыте молодой преподаватель написал серьёзную повесть «Иду к людям», которую через десять лет после публикации и решил экранизировать режиссёр Алексей Коренев.

Приятного просмотра!

Заведующий сектором культурных программ отдела обслуживания

Наталия Перевезенцева




« предыдущая новостьследующая новость »« назад