Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта

Год памяти и славы в Российской Федерации

«100-летие Чувашской автономной области»

РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНАМ: ПРОФИЛАКТИКА КОРОНАВИРУСА

 

Авторам и правообладателям

07 мая 2020
Что читали дети в годы войны

text.jpgЧувашская республиканская детско-юношеская библиотека предлагает ознакомиться с книгами, которые читали дети в годы Великой Отечественной войны.

По сей день мы помним солдат, защищавших нашу Родину от врагов. Жестокие 1941-1945 годы застали и детей, родившихся с 1927 по 1941 год и в последующие годы войны. Это – дети войны. Голод, разруха, смерть близких, непосильный труд заставили даже малышей быстро повзрослеть. Но дети войны все равно оставались детьми. Они мечтали о веселых праздниках и игрушках, душистом мыле и кусочке сахара, новой одежде и увлекательной книге. Несмотря на войну, они продолжали учиться и ходить в школу. Правда, учебный день был очень короткий, после учебы все спешили на работу. Учебников вроде хватало, а вот тетрадей почти не было, и ребята писали на полях газет, а также между строчками, на старых квитанциях, любых клочках бумаги, используя вместо чернил разведенную сажу.

Книги во время войны согревали и утешали. Они были последним прибежищем домашнего уюта, нежности и улыбки. Они помогали взрослым сохранять человеческий облик, а детям – оставаться детьми, часто определяли род занятий на всю послевоенную жизнь. А представляете, каким сокровищем для ребят была настоящая детская книга?

Это очень хорошо понимали писатели и поэты, которые писали для детей в годы войны. Среди них: Агния Барто, Любовь Воронкова, Лев Кассиль, Лев Квитко, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Корней Чуковский и многие другие.

В первые годы войны было издано около 1500 наименований иллюстрирован-ных книг для детей, а за 1941-1945 годы – 60 миллионов экземпляров детской литературы. Репертуар, внешний облик, полиграфическое исполнение детской книги этого периода определялись напряженными условиями, в которых она создавалась. И, несмотря на все это, сегодня эти книги являются библиографи-ческой редкостью.

Вот некоторые из них.

«Дорогие мои мальчишки» – знаменитое произведение классика отечественной литературы Льва Абрамовича Кассиля о жизни подростков в маленьком приволжском городке во время Великой Отечественной войны. Повесть появилась в печати в 1944 году. Действия произведения происходят в небольшом городке на Волге в военные годы. Основная тематика повести заключается в описании повседневной нелегкой жизни школьников, в противостоянии с юными моряками с острова и начале настоящей мужской дружбы, рожденной в бою. Подросткам не пришлось побывать на передовой, но их труд в тылу был не менее важен для страны. При наступлении на город вражеского десанта, рискуя жизнью, вместе с юнгами они защищали родной город, стали очевидцами ужасной смерти своих товарищей.

Главный герой повести – Капка Бутырев, уже сирота. Мальчишка известен в городе, он еще опекает младших брата и сестру. Синегорцы Валера Черепашин и Тимка сразу заметили такую личность, как Капка, и всячески пытались сберечь его по мере своих возможностей. Странности в поведении главных героев несут какую-то таинственность и недосказанность. Но Кассиль не спешит раскрывать эти тайны и продолжает интриговать читателя продолжительное время. Тайну можно узнать, только прочитав произведения. На основе произведения снят фильм под названием «Синегория». Книгу можно прочитать здесь.

Следующий писатель, который писал для детей в годы войны – Агния Барто. С самого начала войны Агния Львовна рвалась в фронтовые командировки. Однако руководство Союза писателей отказывало ей в этом стремлении. Она часто ездила в Москву: читала стихи раненым, лежавшим в московских госпиталях, продолжала добиваться командировки на фронт. В итоге ей это удалось – несколько раз она ездила на передовую, выступала со стихами перед бойцами. Казалось бы, зачем детские стихи солдатам, окруженным кошмаром войны? Но они слушали Агнию Львовну, вспоминали о доме, собственных детях, любимых – и лица их разглаживались, на душе становилось светлее.

В 1942 году Агния Барто поделилась с Павлом Бажовым своим желанием написать о том, как работают на оборонных заводах подростки и женщины. Она призналась, что очень хочет рассказать об их подвиге, но не знает, с какой стороны подступить к теме. «А вы пройдите с ними весь их путь от училища до завода. Не со стороны наблюдайте, а учитесь вместе с ними их делу, тогда поймете», – подсказал ей знаменитый уральский писатель.

Это предложение не напугало, а вдохновило поэтессу. Она действительно отправилась на курсы, прошла обучение, некоторое время работала на заводе. И в 1944 году вышла книга «Идет ученик».

Произведение Сергея Владимировича Михалкова «Быль для детей», написанное в 1944 году рассказывает о тяжелом времени в истории страны – Великой Отечественной войне. Строки стихотворения пронизаны патриотизмом, восхищением русским народом, вставшим на защиту Родины и освободившим мир от фашистских захватчиков. Автор рассказывает детям как Урал, Москва, Кузбасс, Баку, Алтай, Казахстан и другие города и целые регионы объединились для борьбы с неприятелем. «Девочка из города» Любовь Воронкова написала в суровом 1943 году. Это история про то, как деревенская женщина, мать троих детей, взяла в дом маленькую беженку Валю, у которой в городе погибла вся семья. Девочка Валентинка попадает из города в деревню и ей нужно привыкать к деревенской жизни. Она узнаёт, что такое труд. Деревенские дети все радости жизни добывают трудом. Хочешь игрушку? – сшей её или вылепи из глины. Хочешь кушать? – свари или разогрей. Холодно? – печку растопи. И если бы не было забот, неизвестно ещё, как девочка пережила бы своё прошлое, перерубила воспоминания о взорванном доме и гибели матери.

Книги и детские журналы продолжали выходить, когда враг стоял под Москвой. Они печатались даже в блокадном Ленинграде. В 1943 году разоренная и голодная страна по инициативе Льва Кассиля нашла возможность провести первую Всесоюзную неделю детской книги. На этом празднике дети встречались с писателями и поэтами, которые читали свои произведения и дарили книги. С тех пор праздник стал традицией. Весной 1945 года Всесоюзная неделя детской книги прошла в Киеве, который еще лежал в руинах.

В результате Россия не просто сохранила грамотность населения, а получила невероятно креативное, как бы сейчас сказали, поколение «физиков и лириков», уже в 1950–60-е годы достигшее выдающихся результатов в науке и культуре.

Фоторепортаж

Заведующий отделом обслуживания детей

дошкольного и младшего школьного возраста

Наталья Степанова

07.05.2020 г.




« предыдущая новостьследующая новость »« назад