Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта

Год памяти и славы в Российской Федерации

«100-летие Чувашской автономной области»

РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНАМ: ПРОФИЛАКТИКА КОРОНАВИРУСА

 

Авторам и правообладателям

20 мая 2020
К истории чувашского искусства

text.jpgВ рамках работы клуба «Юный краевед», действующего при отделе краеведческой и национальной литературы Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки предлагаем ознакомиться с видеоматериалом на тему «Искусство в жизни чувашского народа».

Чувашское народное искусство берёт свои истоки из глубины веков. Не удивительно, что все предметы вокруг себя чуваши старались сделать добротными и обязательно декорировать узорами, которые являлись не только украшением, но и оберегами.

Самым чудесным искусством считалась музыка. Все чуваши пели и играли на музыкальных инструментах. О музыке говорили: «Предки передали ее», «От дедов пришла она», музыка украшает жизнь и облагораживает отношения людей друг с другом. О песне слагали сказки, песни исполняли в праздники и во время работы, во время обрядов и ритуалов. В них рассказывали о своей жизни и своей любви к своей семье, родителям, родне, родине. В старинном фольклоре есть песни бытовые, обрядовые, трудовые, песни социального содержания и исторические, посвященные событиям времён Золотой Орды и Казанского ханства, Степану Разину и Емельяну Пугачёву.

Без песни нет и исполнительского искусства. По представлениям чувашей считалось, что исполнение музыки – это не развлечение, а способ общения с музыкой, человеком, природой или божеством. В древности все самые важные события, праздники и обряды обязательно сопровождались музыкой, причем для каждого события были и свои особые мелодии.

Многие ученые отмечали, что у чувашей более 50 видов музыкальных инструментов и их можно разделить на 4 группы: струнные, духовые, ударные и самозвучащие. Почти в каждой чувашской деревне были мастера по изготовлению скрипок, и ни один праздник не обходился без скрипачей. О скрипке говорили с восхищением: «Душа есть, крови нет». Особое отношение у чувашей было к музыканту, владеющему старинным музыкальным инструментом под названием шăпăр. Считалось, что этот человек сродни волшебникам и звуками шăпăра он может подчинять себе людей.

Под хоровое пение или музыку исполнялись чувашские танцы. Пляски у чуваш являлись выражением радости, оптимизма. Свои отдельные танцевальные мелодии были для женщин, мужчин, пожилых людей и молодежи. Во время праздников чуваши были облачены в праздничные одежды с богатой вышивкой.

Орнаментация чувашской вышивки уходит корнями в глубокую древность и до сих пор хранит следы тех времен, когда люди одухотворяли природу и помещали на своей одежде символические изображения солнца, гор, воды, огня, древа жизни, фигуры счастья и силы и верили, что узоры хранят благополучие их носителей. Дополняли одежду украшения, имеющие магическое и символическое значение.

Более подробно узнать об искусстве чувашей вам помогут книги «Родной край» Елены Енькка, «Чувашский орнамент» Моисея Спиридонова, «Чувашская хоровая литература» Людмилы Жирновой и другие.

Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека

Главный библиограф отдела краеведческой и национальной литературы

Татьяна Захарова

52-37-22




« предыдущая новостьследующая новость »« назад