Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта

Сурский и Казанский оборонительные рубежи

Писатели Чувашии - детям

Всероссийская перепись населения 2021 года

Независимая оценка качества услуг

21 мая 2021
От книжного колеса до букридера

text.jpgВ преддверии Дня славянской письменности и культуры читатели Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки стали участниками исторического экскурса «От книжного колеса до букридера». Обучающиеся 6 класса школы №17 погрузились в прошлое и проследили путь создания всевозможных приспособлений для эффективного и приятного общения с книгой.

Библиотекари рассказали школьникам о том, что много веков назад для чтения рукописных свитков служили подставки с прорезями. Далее, для удобства чтения тяжелых книг в толстой коже с металлическими уголками и застежками стали использовать пюпитр. Той же цели служил и служит до сих пор аналой – напольная подставка, куда кладут церковные книги и иконы во время богослужений.

В Средние века подставки для книг были неотъемлемой частью интерьера кабинета ученого или священника – ведь большинство грамотных людей были из их числа. Но постепенно, умеющих читать становилось все больше.

Удивление участников экскурса вызвали необычные изобретения, такие как:

– книжное колесо, придуманное в 1588 году итальянским инженером Агостино Рамелли и представляющего собой крутящийся вокруг горизонтальной оси читальный стол, дающий одновременный доступ к нескольким книгам;

– кресло для петушиных боев – старинное приспособление для чтения и письма, конструктивная особенность которого в том, что на нем удобно сидеть лицом к спинке;

– стенд-трансформер для чтения, выпущенный в 1890 году в США и представляющий собой одновременно портативный рабочий кабинет и буфет. Вращающиеся подставки, разноуровневая подсветка, взаимозаменяемые детали, держатели для многотомных словарей – все эти приспособления позволяли сочетать либо чередовать комфортное чтение с приемом пищи.

Стремление усовершенствовать процесс чтения в XX веке воплотилось во множестве конструкций книжных подставок, держателей, фиксаторов. Так, внимание ребят было обращено на то, что в эпоху high-tech книжная подставка не забыта дизайнерами и используется, в первую очередь, как приспособление для письменного стола школьника. Современные подставки-держатели сохранили функционал своих предшественников, в то же время украшают интерьер и организовывают пространство.

Характеризуя культуру чтения современности, нельзя не отметить устройства, способные конкурировать с традиционными бумажными изданиями, как по удобству чтения, так и по безопасности для зрения – электронные книги или букридеры. Обсуждая модные гаджеты, школьники поразмышляли о том, что вскоре могут появиться книги, которые не займут места, но будут содержать в себе литературу всех времен и народов. Также подростки предположили, что, возможно, в будущем жители планеты смогут использовать телепатические книги, способные проецировать на страницы любой текст по мысленной команде читающего.

Подводя итоги, участники экскурса сделали вывод – простые и сложные, функциональные и декоративные конструкции, механизмы и приборы для чтения отражают движение научной мысли и развитие книжной культуры.

Фоторепортаж

Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека

Инна Капитонова, пресс секретарь

52-37-22




« предыдущая новостьследующая новость »« назад